Лечение мочекаменной болезни

2. Причины мочекаменной болезни
  3. Методы лечения мочекаменной болезни
  4. Диагностика мочекаменной болезни
  5. Как проходит прием у уролога?

Мочекаменной болезнью называют заболевание, при котором в полости органов мочевыделительной системы образуются камни.

Конкременты могут быть как единичными, так и множественными, иметь разный размер (от 1 мм до 10 см и более). Виды камней отличаются по химическому составу содержащихся в них солей (оксалаты, фосфаты, ураты).

Мочекаменная болезнь встречается в урологической практике довольно часто – ею страдает около 2% населения планеты (мужчины, женщины и даже дети). Лечение заболевания заключается в выведении конкрементов из полости почек, мочевого пузыря или мочеточника естественным (после процедуры дробления) или хирургическим путем. Нередки случаи рецидива недуга.

Симптомами развития и обострения мочекаменной болезни считаются:

• почечные колики (возникновение периодических острых болей в спине, области подреберья, боках), проявляющиеся с частотой раз в 15-60 мин. и не исчезающие при смене положения тела;
  • болевые ощущения во время мочеиспускания;
  • изменение цвета мочи (вкрапления гноя, кровяные прожилки);
  • частые позывы по малой нужде;
  • повышение температуры тела;
  • повышение уровня АД;
  • рвота и тошнота;
  • метеоризм.

Возникающие симптомы во многом обусловлены начавшимся движением камня по узким местам мочевыводящих путей после употребления большого количества воды или сильной физической нагрузки

В случаях, когда диаметр камня меньше ширины мочеточника, конкремент может выйти сам естественным путем. Если произошла закупорка и камень создает препятствие для оттока мочи, необходима помощь уролога. В противном случае возможны серьезные осложнения (абсцесс почки, гидронефроз, сепсис, необходимость удаления органа).

Причины мочекаменной болезни

Заболевание развивается по следующим причинам:

• нарушение метаболизма;
  • неправильное питание с большим содержанием соли;
  • некоторые заболевания органов пищеварения;
  • плохой состав воды в зоне проживания;
  • гиподинамия;
  • болезни паращитовидных желез;
  • дефицит некоторых витаминов и ферментов;
  • прием некоторых видов медикаментозных препаратов;
  • аномалии развития мочевого пузыря, мочеточника или почек;
  • аденома простаты;
  • инфекции мочевыводящих путей;
  • стриктура уретры;
  • инородные тела в мочевыводящем канале (часто это шовный материал, оставшийся после оперативного вмешательства).

Методы лечения мочекаменной болезни

В зависимости от тяжести протекания заболевания, возраста пациента и состояния его здоровья уролог выбирает тактику лечения.

Консервативное лечение болезни может включать в себя прием следующих медикаментов:

• анальгетики;
  • спазмолитики;
  • противовоспалительные средства;
  • антибактериальные препараты.

Дистанционная ударно-волновая литотрипсия (ДУВЛ) – это неинвазивный способ разрушения конкрементов в органах мочевыводящей системы с помощью направленного ультразвукового действия. Метод помогает раздробить большой камень на несколько более мелких для их последующего выведения естественным путем. Метод может вызвать гипертонию и потерю функции почки.

Контактная литотрипсия – неинвазивный метод удаления конкрементов из мочевой системы с помощью лазерного на них воздействия. Эффект достигается с помощью введенных в уретру уретероскопов. Операция проводится под общей анестезией.

Уретроскопия – метод удаления камня целиком или извлечения его с предварительным дроблением при помощи видеоэндоскопа, проникающего к месту расположения конкремента через мочеточник. Операция требует обязательного наркоза, осложнения после нее возникают крайне редко.

Фибро-уретеропиелоскопия – инвазивный метод удаления конкрементов в хирургии через прокол в области поясницы с помощью нефроскопа. Проводится под наркозом, разрешен к применению даже при коралловидных камнях.

Эндоскопическая цистолитоэкстракция – щадящая процедура эндоскопии по устранению каменных новообразований из полости мочевого пузыря, показана при небольшом размере конкрементов. В случае наличия камней внушительной величины может быть сочетана с цистолитотрипсией.

Цистолитотрипсия – разрушение камней эндоскопом, введенным в полость мочевого пузыря и воздействующим на них механически, звуком или лазерным лучом.

Цистолитотомия – открытый хирургический метод удаления камней большого размера (3 см и более), проводится под спинальным наркозом. Хирург через разрез в брюшине извлекает конкремент, ушивает мочевой пузырь и рану на животе. Возможна установка дренажа при подозрении на хроническую задержку мочи.

Пиелонефролитотомия – хирургическое извлечение камня из полости почки под общим наркозом. Врач иссекает брюшину в области нижнего края ребер, разрезает почку и лоханку, удаляет камни. Также необходима установка дренажа и катетера для контроля послеоперационного кровотечения. Пиелонефролитотомия также может выполняться при помощи лапароскопического доступа (через несколько малых проколов).

Уретеролитотомия – хирургическое извлечение камней из мочеточника при помощи лапароскопического доступа. Операция требует общей анестезии.

В сложных случаях проводится дренирование почек стентом для лучшего оттока жидкости, после истечения срока его эксплуатации стент удаляют с помощью гибкого цистоскопа или фиброинструмента.

Диагностика и лечение мочекаменной болезни у взрослых и детей в отделениях «Многопрофильной Инновационной Клиники» Санкт-Петербурга осуществляется с применением самых современных методик на высокоточном оборудовании международного класса. Терапевтические процедуры направлены не только на устранение камней, но и предупреждение их повторного образования в будущем. Записаться на прием к врачу-урологу можно на сайте или по телефону +7 812 330-03-03.

Диагностика мочекаменной болезни

Определить точный диагноз врачам помогают следующие методы диагностики:

Инструментальные

• Уретроцистоскопия – визуальный осмотр уретры и полости мочевого пузыря при помощи специального аппарата (уретроскоп) через природное отверстие уретры. Процедура чаще всего не требует дополнительной анестезии, проводится амбулаторно.
  • Уретероскопия – процедура одновременного визуального осмотра мочеточника и эффективных эндоскопических манипуляций (удаление и разрушение камней, новообразований и пр.) с помощью уретроскопа. Процедура может быть травматичной и болезненной, требует внутривенного или спинального наркоза.

Лабораторные

• Биохимический и общий анализы крови, мочи;

Визуальные методы

Как проходит прием у уролога?

При первичном визите врач проводит следующие манипуляции:

• изучение истории болезни пациента;
  • сбор анамнеза;
  • визуальный осмотр половых органов больного, пальцевое исследование;
  • назначение диагностических исследований для уточнения диагноза и назначения лечения.

Осмотр органов мочеполовой системы у мужчин, женщин и детей существенно отличается:

• у мужчин уролог осматривает половые органы, исследует пальцами простату через анальное отверстие;
  • у женщин осмотр проводится на гинекологическом кресле, доктор проводит осмотр в зеркалах для выявления урологических и гинекологических патологий;
  • у детей осмотр проводится только в присутствии родителя/опекуна и зависит от возраста ребенка, жалоб и наличия у него половой жизни.

Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером

1/6

Академик РАН, Доктор медицинских наук, профессор,. Врач-уролог, онкоуролог, андролог, хирург вы...

Врач-уролог, врач-хирург взрослый, детский с 0 лет.

Врач урогинеколог, уролог женский, гинеколог. Доктор медицинских наук

Врач-уролог, онкоуролог, андролог, хирург высшей категории. Кандидат медицинских наук,

Врач-гастроэнтеролог, нефролог, врач общей практики (семейный врач), терапевт. Высшая врачебн...